10 декабря 2020 г. состоялась очередная онлайн встреча в формате междисциплинарный workshop, организованная преподавателями социально-гуманитарного факультета Сургутского государственного педагогического университета совместно с коллегами из НИИ ИАФ и студентами Института Гуманитарного Образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.

В мероприятии приняли участие студенты и преподаватели Института гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета и факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета.

В ходе встречи обсуждались вопросы:

  • Этничность / (post)этничность
  • Трансляция консолидирующих ценностей в социокультурной деятельности музеев
  • Традиция в динамике: исчезновение, адаптация, консервация
  • Ассимиляция: культурная, этническая, конфессиональная
  • Межэтническое и межконфессиональное: как воспринимать и как относиться

ОТЗЫВЫ

Я и МЫ: культура этничности России глазами современников

10 декабря в 18:00 состоялась конференция в формате Workshop на базе электронной платформы Zoom между студентами 3 курса кафедры всеобщей истории института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова и кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета.

Организаторами мероприятия выступили преподаватели университетов, в частности - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории МГТУ им. Г. И. Носова Андрей Викторович Безруков и  кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Владислав Валентинович Медведев.

Темой собрания студентов и преподавателей стал вопрос идентичности в России современного периода:

В рамках сложившейся политической картины мира интерпретация таких сообществ в качестве наций является доминирующей. Это значит, что все сообщества, стоящие за государством, должны быть так или иначе соотнесены с идеей нации, они должны рассматриваться либо как нации, либо как наднациональные, либо как, соответственно, составляющая часть нации. При этом надо сказать, что далеко не всегда реально конструируемым сообществам легко вписаться в эту рамку. Обращает на себя внимание, что для называния этого сообщества у нас есть разные термины. Конституция называет это сообщество «многонациональный народ Российской Федерации», иногда используется термин «россияне», иногда говорят «русские», это можно назвать «граждане», можно назвать «народ». У каждого из этих понятий есть свои смысловые нюансы, и, по-видимому, то, что используются разные понятия, в каком-то смысле симптоматично. Действительно, очень многие вещи, связанные с тем, как понимать это сообщество, еще не до конца устаканились.

В рамках главной темы на конференции были подняты следующие тезисы, которые были успешно обсуждены как преподавателями, так и студентами-участниками конференции:

– Этничность / (post)этничность

Существует ли в современной России определённая национальная идентичность или в результате многовековой ассимиляции этносы это утратили? 

– Трансляция консолидирующих ценностей в социокультурной деятельности музеев 

Какое значение придают музеи сегодняшнего времени трансляции деятельности многонациональности России и её уникальности в этом аспекте? 

– Традиция в динамике: исчезновение, адаптация, консервация 

Какую традицию в динамике этничности России можно назвать доминирующей:

  • Исчезновение этнических границ и создание единого культурного пространства
  • Процесс межнациональной адаптации в отношении традиций и ценностей
  • Консервация этносами своих коренных ценностей в культурном и конфессиональном плане. 

– Ассимиляция: культурная, этническая, конфессиональная 

На каких уровнях демонстрируется этническая ассимиляция в России и как это отражается в культурном, этническом и конфессиональном уровнях? 

– Межэтническое и межконфессиональное: как воспринимать и как относиться 

Как принимать и какое отношение стоит формировать к тенденции появления межэтнического и межконфессионального в России?

На протяжении 1,5 ч. были выдвинуты и предложены разного рода тезисы в отношении вопроса, имеющие продуктивные начала. Поднимались темы онлайн-пространства музеев, в частности продвижения культурной деятельности в социальных сетях (Instagram, ВКонтакте). Особое внимание было уделено вопросу создания единого культурного пространства и культурных отношений между этносами.

Без особого внимания не осталась тема культурного взаимоотношения между этносами. Участники дискуссии озвучивали множество моментов, касающихся именно взаимоотношения между этносами, стирания культурных границ между этносами. По словам студентов, особенно это демонстрируется в крупных городах России, где под условиями глобализации исчезает идентичность каждой нации, и самосознание людей трансформируется в уровень понимания городского жителя.

Конференция в формате Workshop о теме этнической и конфессиональной идентичности в России в целом имела положительный и продуктивный характер: были обсуждены многие темы и предложены концепции, которые имеют основательные аргументы для их дальнейшей материализации.

Кафедра всеобщей истории надеется на дальнейшее сотрудничество между университетами и дальнейшее обсуждение тем.

Когда стираются грани

«Всё, что происходит один раз, может никогда больше не повториться.
Но всё, что повторяется дважды, непременно случится и в третий раз»

Пауло Коэльо

10 декабря студенты и преподаватели кафедры всеобщей истории приняли участие в уже ставшем традиционном «диалоге на равных». На этот раз участниками междисциплинарного онлайн-воркшопа стали 4 университета: МГТУ им. Г. И. Носова, СурГПУ, КубГУ и СурГУ.

Организаторами мероприятия выступили преподаватели университетов, в частности - кандидат исторических наук, заведующий ЛАЭИКТ НИИ ИАФ МГТУ им. Г. И. Носова Андрей Викторович Безруков и кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Владислав Валентинович Медведев.

Встречи ждали с нетерпением, выбирали тематику, спорили и соглашались, отбирали вопросы для обсуждения и готовились, чтобы выступить, обсудить, поспорить.

Проводимые воркшопы дарят самую настоящую магию разговора, в котором все услышаны, в котором каждый может открыть для себя что-то важное, ценное, значимое, а также поделиться своими мыслями с другими. Часто мы молчим на семинарах, на лекциях, не отвечаем на какие-то вопросы, не потому что не знаем ответ, а из-за страха сказать что-то даже не неверное, а банальное. Кажется, (особенно актуально для первокурсников) что ответ не может лежать на поверхности, он обязательно должен иметь какой-то подвох, глубину и сложность. Только потом приходят мысли по типу «неужели правда, так просто?». Воркшоп же за счет взаимодействия большого числа студентов, за счет их разного возраста и неформальной обстановки позволяет без стеснения сказать, на первый взгляд, простые вещи, которые впоследствии оказываются не такими уж банальными, а еще чуть позже из этих простых тезисов выстраиваются по-настоящему глубокие и интересные мысли и идеи.

 Воркшоп – это диалог, в котором на время можно забыть о дистанции между преподавателями и студентами, о стереотипах поведения и страхе «сказать что-то не то». Воркшоп – это не экзамен и не контроль знаний. Воркшоп – это разговор.

Каждая встреча – импровизация. Невозможно предсказать, какой из поднятых вопросов найдёт наибольший отклик у обсуждающих, какой из них вызовет наибольшую дискуссию. В рамках проведённого воркшопа «Я VS. Мы: (post)культура, (post)традиция, (post)идентичность» таким вопросом стала трансляция консолидирующих ценностей в социокультурной деятельности музеев. Музеи, галереи, выставки и экспозиции – живое прошлое, основа нашего будущего. Как сделать прошлое актуальным для молодёжи, привлечь интерес к музеям, как найти баланс между реальным и виртуальным миром, может ли один в музейной практике заменить другой – всё это обсуждения студентов, которые делились между собой мнениями и опытом, искали и сравнивали, соглашались и спорили. В один из моментов застенчивость уступила интересу, а поддержка, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей только укрепила результат.

Другой такой темой, вызвавшей всеобщий отклик, стал вопрос о межконфессиональном и межэтническом в современном мире. Отдельное обсуждение разгорелось вокруг межнациональных браков: что мешает, что делит и что объединяет, как смешиваются традиции и как живётся в таких семьях детям. Тема оказалось живой и близкой настолько, что даже после завершения конференции в групповых чатах студентов продолжилось обсуждение различных сторон и мнений о смешении наций в одной семье.

После каждой такой встречи поселяется ощущение тепла и комфорта, а ещё небольшое сожаление, что время пролетело настолько быстро: ведь ещё так много хотелось добавить, столько обсудить!

С нетерпением ждём следующих встреч и говорим огромное спасибо организаторам воркшопа за разговор на равных!