29 июня 2021 года, в рамках комплексного изучения народной культуры Южного Урала, сотрудники лаборатории выезжали в село Гусево Абзелиловского р-на, где проживает несколько семей старообрядцев.
В начале XIX века в поисках «лучшей доли», «держась друг за дружку», поселились они на берегах реки Янгелька. Полевые записи дают возможность проследить и понять способы сохранения и трансляции значимого для Урала пласта народной культуры, выявить направления ее взаимодействия с общим культурным полем территории. Ранее было установлено, что бытование поминальных стихов в селах горнозаводского района связано с проживанием здесь старообрядческого населения. Не исключено, что распространенный в женской культуре апокриф «Сон Богородицы» тоже из старообрядческих тетрадей. В настоящее время сон функционирует как «последняя» спасительная молитва умирающего, как оберег «от всякой беды и печали».
Собранные в с. Гусево материалы представляют повседневный пласт культуры потомков старообрядцев-кержаков. Остается чувствительной тема запрета на контакт с официальной церковью. Пространство села и кладбища делится на «свое» и «чужое», староверческое и церковное/мирское. Такие правила сложились еще при заселении, о них упоминает в своей книге местный краевед Ю.Н. Здрогов: «Староверы <селились> в западном конце хутора, церковные – в восточном». Тщательно оберегаются от вмешательства со стороны «мирских» ритуальные традиции. Живы и частично функционируют запреты на употребление в пищу картофеля, появление которого старообрядцы связывали с царем-антихристом. Удерживать дониконовский порядок жизни помогает современная старообрядческая литература (журналы, календари), контакты с единоверцами Миасса.