Сотрудник ЛФИС Екатерина Постникова выступила с докладом на научно-практическом семинаре «Духовное наследие Урало-Сибирского региона: культурно-исторические формы, ценностные ориентиры, социальные практики», организованном лабораторией народной культуры НИИ ИАФ.
Екатерина Георгиевна проанализировала обнаруженный в 2024 г. эго-документ военных лет - дневник курсанта школы подводного плавания Георгия Ивановича Сенникова (Владивосток, 1941 год). Этот уникальный источник личного происхождения соединяет в себе тип дневника процесса индивидуализации (становления личности молодого человека, восемнадцатилетнего моряка) и жанр военного дневника. Здесь Георгий Иванович впервые рассказывает о том, как он встретил 22 июня 1941 г. В дневнике подводник много пишет о Владивостоке, как о городе своей мечты, городе из сна. Процесс самоидентификации молодого человека включает несколько составляющих: идентификация личностная (кто я?; какой я?), в том числе и через литературных героев, идентификация гендерная (Я мужчина), идентификация профессиональная (Я подводник). Дневник Сенникова – это дневник гуманитария, получающего профессию штурманского электрика подводной лодки. В дневнике много о книгах, о театре, музеях, живописи. Встречаются и тексты старых матросских песен, например, «Когда море горит бирюзой». Дневник в этом случае выступает в роли песенника. Есть в нем и карикатуры военных лет на немцев, на ситуации из жизни курсантов: «Полюбила мина «бравого» Эрнеста… Свист…Взрыв…мокрое место».
Еще одна важнейшая составляющая дневника курсанта – идентификация с профессией подводника (профессиональная идентификация) «Я – подводник», ощущение себя частью «матросского братства». Конечно, профессиональное образование – главный официальный маркер профессиональной идентичности. По воспоминаниям близких, свидетельством об окончании школы 1942 г., в котором одни пятерки, Георгий Иванович гордился больше, чем дипломом кандидата филологических наук (Ленинград, 1964 г.).
Чтение дневника курсанта Сенникова дает наглядное представление о легендарном поколении мальчишек 1923 года рождения, отправившемся на фронт прямо со школьной скамьи.