Российский фонд фундаментальных исследований поддержал новый важный проект по археологии и истории Боспорского царства, который возглавил ученый из МГТУ им. Г.И. Носова, директор НИИ ИИАФ, доктор исторических наук, профессор М.Г. Абрамзон. В научный коллектив входят также известные археологи - С. Ермолин и С. Буравлев из Института археологии РАН, С. Безуглов (Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону), Э. Устаева (Таманский археологический музей), О. Гунчина (Фанагорийский музей).
Строительство Крымского моста и коммуникаций сопровождалось беспрецедентными по масштабу археологическими работами вдоль трассы, соединяющей Тамань и Крым, в ходе которых было сделано немало крупных, а порой и сенсационных открытий, имеющих большой общественный резонанс. Это великолепно сохранившиеся поселения античной эпохи, в частности Волна 1 на Таманском полуострове и Манитра в окрестностях Керчи, на которых были найдены уникальные монетные клады. Новый проект как раз направлен на изучение новых кладов, дающих ключ к пониманию процессов, происходящих в экономике древнего Боспора.
«Последнее золото Боспора»
Клады золота – редкая удача для археолога! Официально в последний раз их находили на Боспоре в 1970-е гг., но по слухам, «черным» копателям досталось несколько и в начале 2000-х.
В ходе археологических работ на памятниках, через которые проходит трасса к мосту, были найдены два уникальных клада боспорского золота на поселении Волна 1 недалеко от станицы Тамань. Один из них был зарыт при царе Савромате II в 205 г. н.э., другой – при Котисе III в 233 г. н.э. Эти цари правили в тревожное для Боспора время, сопровождавшееся набегами варваров. Не случайно оба клада были найдены в сожжённых врагами домах боспорян. Для борьбы с варварами боспорским царям требовалось чеканить все больше денег, но золота катастрофически не хватало. Цари были вынуждены регулярно уменьшать его содержание в монетном сплаве. К концу правления Савромата II содержание золота в статерах упало с 50 до 30%, а к началу правления Котиса II оно составляло всего около 20%. При этом царе и случился «обвал» главной денежной единицы Боспора – статера, его быстрая девальвация, и тот быстро превратился из золотого сначала в серебряную монету, а затем в билонную. Данный клад очень ярко демонстрирует как это случилось в течение короткого времени – пяти лет.
Все найденной золото, поступившее в Таманский музей, будет исследовано при помощи методов металлографии и рентгено-флуоресцентного анализа, что даст возможность получить самую крупную базу данных по последним золотым монетам Боспора и проследить процесс исчезновения золота из монетного сплава. Анализ золота и серебра в монетах по содержавшимся в них микропримесям – другим элементам, позволит выявит источники драгоценных металлов для Боспора и проследить его экономические связи.
Клады с царской усадьбы
Великолепные клады найдены и в Крыму, на уникальном античном поселении конца V — начала III века до н. э. Манитра, предположительно крупной загородной усадьбе боспорского аристократа или представителя Спартокидов – недалеко от их столицы, Пантикапея. Южнее села Октябрьское по проекту должен был пройти, прямой как стрела, железнодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи. В августе 2018 года здесь в результате археологических исследований была открыта крупная античная усадьба Манитра. Масштаб находки подтверждается тем, что для сохранения выявленного археологического памятника принято решение о переносе трассы железной дороги.
Три клада относятся к периоду денежного кризиса на Боспоре в III в. до н.э., сопровождавшегося катастрофической инфляцией. Клады содержат в основном монеты, клейменные надчеканками на обеих сторонах. Эта операция проводилась дважды для подтверждения курса денег, но он продолжать падал, что привело к деградации монет – они чеканились небрежно в спешке и в огромном количестве.
Реализация нового проекта, возглавляемого МГТУ, позволит пролить новый свет на монетное дело и деструктивные процессы, проходившие в экономике Боспорского царства.