20 февраля 2020 г. в МГТУ им. Г.И. Носова состоялось первое заседание на тему «Внутри памяти»: психология, культура, политика» в рамках Научных чтений, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Круглый стол был организован лабораторией народной культуры (НИИ ИАФ) и кафедрой всеобщей истории (ИГО). Ведущий, руководитель ЛНК Татьяна Ивановна Рожкова, открывая Чтения, обратила внимание собравшихся на то, что с уходом поколения очевидцев событий Великой Отечественной войны память становится проблемой. «Процесс забвения совершается незаметно, подчиняясь «биоритмам поколений», когда опыт предшественников оттесняется приоритетами и проектами нового исторического времени. Общественная миссия гуманитарной науки – актуализация памяти, введение в научный оборот новых источников, формулировка новых вопросов», – отметила Татьяна Ивановна.
Вопросы условий (психологических, социальных, политических) и практик сохранения памяти, правил их включения в жизнь нового поколения обсудили филологи, историки, психологи и приглашенные гости мероприятия.
Были прочитаны следующие доклады:
«Между пассивной памятью и активным памятованием (записки фронтовика И.П. Максимова)» Рожкова Т.И., д-р. филол. наук
Дневники или ежедневные записки как документы повседневного быта отличаются последовательной фиксацией течения жизненного времени, собственных действий и мыслей. Доклад построен на анализе записок 1976-2016 гг. народного писателя и фронтовика Игоря Павловича Максимова (1921-2017). Воспоминания и осмысление им событий Великой Отечественной войны в контексте своей судьбы позволяют рассматривать «первичный антропологический факт» (Я. Ассман) как исторический источник, который не должен быть забыт.
На страницах дневника повседневные заботы сельского учителя (хозяйственные и бытовые) «разрываются» воспоминаниями под влиянием определенных предпосылок (разговоров, встреч, чтения книг, просмотра фильмов). В сакральном прошлом даты календаря, связанные с поминовением близких (родителей, погибшего под Ржевом брата Николая); даты начала и конца войны. Память о прошлом – важнейшая составляющая идентификации фронтовика. В записях 70-х годов ХХ века личная сопричастность победе вызывает гордость: «До чего же мы великое дело сделали в войну. Как мы бились в Венгрии» (6.01.1972). К 90-ым годам наступает трагическое беспокойство, вызванное изменением «рамок памяти», появлением мемуарной литературы. Все, что написано, на взгляд И.П. Максимова, «не передает специфику напряжения, духа времени, остроту момента ….» (28.04.91). Воспоминания, которые он начинает собирать, не дают нужного материала, среди рассказчиков оказываются «не воевавшие, не испытавшие ужасов войны» (30.04. 91). «Субъективное» в дневниковых записях фронтовика открывает грани другой памяти, иногда не совпадающей с коллективной, но пробуждающей новые вопросы.
«Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне в г. Магнитогорске через мемориальные проекты: основные проблемы и современное состояние» Любецкий А.Е., канд. истор. наук, доцент каф. всеобщей истории, рук. студенческого поискового отряда «Феникс»
Приближается очередная годовщина окончания Великой Отечественной войны. В ней погибло, пропало без вести по официальным данным более 9 млн. солдат и офицеров РККА. До сих пор судьбы многих людей не выяснены. В СССР в 70-80-х гг. ХХ в. начали массово возводить памятники, мемориалы и заносить на плиты имена бойцов, погибших на фронтах с целью увековечить память о них. В 90-е в РФ начали создавать Книги Памяти, чтобы почтить имена героев. Проанализировав документы, исторические источники, публикации в СМИ можно смело утверждать, что в этом процессе было допущено множество ошибок сотрудниками военных ведомств, работниками госучреждений, общественными и ветеранскими организациями, непосредственными исполнителями. Сегодня появление в открытом доступе новых документов позволяет устранить часть этих ошибок, но не искоренить их полностью. На конкретном примере обозначены основные недостатки и просчеты, которые были допущены в процессе увековечивания памяти за прошедшие годы, освещена технология, методы сбора и обработки информации, сделаны выводы. Полученный практический результат может быть применен и распространён при реализации аналогичных проектов.
«Дневник как форма субъективной памяти о войне (на материале фронтовых записей матроса-подводника Северного флота Г.И. Сенникова)» Постникова Е.Г., д-р. филол. наук
Историческая память о Великой Отечественной войне стала неотъемлемой частью национального российского сознания. Одним из важнейших и редких источников антропологии войны являются фронтовые дневники, представляющие собой вербализацию индивидуального видения и осмысления травматического опыта войны, не отстраненного во времени. Все это делает чрезвычайно актуальным изучение и издание фронтовых дневниковых записей, введение в научный оборот к 75-летнему юбилею Победы ранее не опубликованных оригинальных источников личного происхождения. Аудитории представлены военные дневники 1943-1945 годов матроса-подводника Северного флота, штурманского электрика ПЛ «М-107» и «М-119» Г.И. Сенникова (1923-1987 гг.). Материалы дневника убедительно доказывают, что важнейшей функцией фронтового дневника, наряду с психотерапевтической, является функция памяти, предполагающая детальную фиксацию событий войны и личную точку зрения на них, не всегда совпадающую с официальной. Дневник штурманского электрика передает не формальную сторону истории войны на Севере, а то, что чувствовали, говорили и как понимали эти события простые матросы. Дневник для матроса-подводника – это одна и из форм выражения субъективной памяти о войне, и актуальная практика сохранения этой памяти.
«Психологический опыт переживания истории человеком: «модели сборки» исторической памяти» Мусийчук М.В., д-р. филос. наук
Актуальность рассмотрения проблемы исторической памяти связана с необходимостью учитывать влияние идеологической и политической конъюнктуры на интерпретацию прошлого, пресекать попытки деструктивного переосмысления исторических событий, проявляющихся в современных «войнах памяти». В психологическом изучении исторической памяти существенное значение имеет выявление ее реального содержания, а также конкретных условий и факторов, определяющих это содержание. Речь идет о предметном изучении влияния на историческую память жизненного опыта людей, произведений художественной литературы и искусства, публикаций в СМИ, преподавания истории в учебных заведениях и др. Обозначена новизна исследовательского подхода к творчеству Кукрыниксов и материалам журнала «Крокодил» (1941-1945 гг.), заключающаяся в выявлении приемов остроумия при создании комического эффекта.
В рамках проекта «Научные чтения, посвященные 75-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» нами проведены исследования дневников А.Н. Державина. Державин А.Н. в период с 1941 по 1945 гг. находился в г. Магнитогорске. Результаты исследований будут отражены в докладах студентов.
«Проблемы сохранения памяти о Великой Отечественной войне в современности» Головачева Г.А., зам. директора МОУ «Великопетровская СОШ» им. героя Советского Союза И.С. Пьянзина
Одной из проблем нашей современности, на которую стоит обратить внимание, является состояние исторической памяти о Великой Отечественной войне. Важно изучать то, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях наших детей. В докладе будут рассмотрены пути формирования и сохранения исторической памяти у школьников. Прежде всего, это объединение усилий образования, семьи, культуры и органов власти, которые проводят работу по формированию и сохранению у молодежи исторической памяти, чувства причастности к истории своей страны. В докладе представлен опыт работы школы по воспитанию и поддержанию интереса молодого поколения к истории своей страны, к истории своей малой родины на примере меморизации памяти земляка Героя Советского Союза Ивана Семеновича Пьянзина (1919-1942).
«Опыт работы с волонтерами-школьниками в контексте сохранения исторической памяти о ВОВ (к проблеме сохранения культурного наследия)» Соловьева И.Е., канд. филол. наук, доцент МФ РАНХиГС
Актуальность сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне – проблема, которая в современном мире обострилась до предела. Великая Отечественная война – эпохальное событие XX столетия, которое повлияло на развитие не только нашей страны, но и всего мира. Это тяжелое и трудное прошлое нашей страны, одновременно – это достояние народа, а сохранение его в памяти всего народа, а особенно в памяти поколения молодежи – важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.
В процессе передачи исторической памяти важна непосредственная коммуникация, обсуждение исторических событий, героев, подвигов. Из опыта работы с волонтерами – школьниками, тему Великой Отечественной войны, дети поколения Z (рожденные после 2000) в кругу семьи обсуждают редко, на школьных уроках и с учителями – около 60 %, с друзьями и знакомыми 30%, четверть вообще не обсуждает тему ни с кем. Очень низкий процент – обсуждали с ветеранами. В своем докладе мы делимся опытом непосредственного общения с поколением детей войны, который волонтеры клуба «Рыцари овального стола» ДТДМ реализуют в социальном проекте «Приемный внук» на площадке дома «Ветеран» г. Магнитогорска. Проект долгосрочный, предусматривает коллективную и индивидуальную работу волонтеров-школьников со своими подопечными на постоянной основе. Один из векторов работы волонтеров – сбор материалов-воспоминаний о ВОв и жизни послевоенного времени у поколения детей войны.
«Реализация научно-исследовательского проекта «Бессмертный полк фронтовых писем» как способ сохранения и трансляции архивных материалов о Великой Отечественной войне, находящихся в школьных музеях РФ» Горпинич Т.А., заместитель директора по НМР ФГКОУ СОШ №8 МОРФ (г. Севастополь). Доклад по видеосвязи
В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне инициирован проект, целью которого является создание объединенного архивного фонда фронтовых писем 1941 – 1945 гг., хранящихся в школьных музеях.
Исследование позволит выработать инструментарий сбора, обработки, систематизации и трансляции эпистолярного наследия фронтового поколения.
Итогом проекта будет созданный электронный сборник материалов, где, кроме самой фронтовой письменности, будет представлен материал об авторе фронтового письма, собранный в ходе поисковой работы в уже существующих базах данных Российской Федерации.
Результаты проекта будут вкладом в дело по исполнению поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. пункта к) обеспечить создание комплекса архивных документов, кино- и фотоматериалов, посвященных Великой мировой войне. Материалы исследования могут быть использованы в проведении школьных мероприятий патриотической направленности, в научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, в разработке учебных пособий по истории Отечества и курсу регионоведения.
Второе заседание Научных чтений, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., на тему «Человек на войне: амбивалентность эмоций, «свои» и «чужие»» состоится 18 марта 2020 г. (среда), с 14:00 до 16:00 в главном корпусе МГТУ им. Г.И. Носова по адресу пр. Ленина, 38, конференц-зал (ауд. 233).