Еще в конце ХХ века фольклористы неоднократно фиксировали, как, собираясь на покос, семья брала с собой лапти: «Дед ходил в тайгу зимой и летом в основном в лаптях. Я помню даже, что задавал ему вопрос: «А лапти-то в дождливую погоду промокнут?» «Да, – отвечал он, – но вода тут же выльется, а нога при ходьбе выделяет тепло, и потому ноги не мерзнут…». Записаны истории о том, как молодые девушки берегли лапти: «… с работы идешь, их сымаешь, бисиком идешь». Или: «Наряжаться раньше не в чего было. Мы все берегли. И лапти!... А нощью, бывало, в клуб бежим, да босиками – лапти бережем, чтобы не износились».

Фактически началом весны считается время, когда температура воздуха переходит через нулевую отметку в сторону повышения средней суточной температуры воздуха.

Астрономическая весна не зависит от капризов природы и наступает всегда 21 марта, в день весеннего равноденствия. Фенологическая весна начинается с первых проталин и подснежников. По легенде башкирского народа, ранняя весна единственное время, когда могут встретиться влюбленные – Карай и Умырзая – «чернобровая девушка с глазами, как блестящие смородинки».

Когда-то, в незапамятные времена, коварный хан Дегэнек проклял сына за любовь к дочери слуги, превратив его в лед, а ее в цветок. С тех пор спешит Умырзая, девушка-подснежник, увидеть своего возлюбленного.

В народном календаре в день Сорока Севастийских мучеников [9 (22) марта] принято печь  птичек из теста. Называли печенье «ЖАВОРОНКАМИ». По приметам западных славян, с прилетом этой голосистой птицы начинается весна.

На Урале мы ждем других птиц, но по традиции обращаемся к жаворонку с просьбой принести весну-красну, лето теплое, соху, борону, хлеба нового, здоровья и т.д.

Как выглядели жаворонки, кого ими угощали, как зазывали весну, смотри здесь: https://www.magtu.ru/muzejno-vystavochnaya-deyatelnost/virtualnyj-muzej-gornozavodskoj-tsivilizatsii/traditsionnaya-kultura-gornozavodskogo-naseleniya-yuzhnogo-urala.html

«…В Верхнем Авзяне жил Киселев Ефим Николаевич с супругой Анастасией. Нажили они четырех сыновей да семерых  дочерей. Сына Астафия в возрасте восьми лет  в 1886 году взял на воспитание  татарин Лутоний, большой мастер гончарного дела  <…>.  Лутонин мастер отличный и человек хороший. Асташку не обижал. Работой нагружал, чтобы без дела  не шатался. Гончарному делу учил не спеша.

Со второго дня Рождества и до самого Крещения продолжаются СВЯТКИ. Неустойчивое, опасное время. Время разгула нечистой силы. На улицах появляются ряженые. Закрывая лица и меняя голос, приходят они в темное время суток. Перевернуть мир, сломать порядок жизни, значит переодеться мужчине в женское, женщине в мужское... Обязательным персонажем была СМЕРТЬ: безобразная старуха в белом покрывале, с бледным, перепачканным мукой лицом; с большими, сделанными из картофеля зубами… (Экспедиционные материалы 1993-2005 гг.).