Открытие выставки состоялось 4 июля  2014 г. на базе санатория «Якты-Куль» Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Выставка организована в рамках Фестиваля Актуального искусства «ANEVA».

Концепция выставки Моисеевой С.А., канд.филол.наук, ст.научн.сотр. ЛНК МГТУ.

Организаторы: лаборатория народной культуры МГТУ, ГУП санаторий «Якты-Куль»  Абзелиловского р-на РБ, Декораторское ателье «Эклектика» г. Магнитогорск.

В Свердловской области осталось совсем мало представителей этого, когда-то многочисленного, народа, населявшего территорию области. Цивилизация поглощает мир манси, обрекая народ на вымирание. В экспозиции выставки представлены бытовые предметы и одежда, оленья упряжь, каменные и железные наконечники, десятки монет различного достоинства и др. Особенно ценны предметы домашнего фетиша, которые использовались во время ритуальных практик: пупынги (ритуальные куклы, отождествляющие богов), шапки для пупынгов, несколько колокольчиков и бубенчиков с ялпынг улама (ритуальные покрывала или накидки), пайва и др. Визуальный ряд дополняют семейные фото манси и современные снимки.

Появление на карте Челябинской области села Гумбейка Агаповского района связано со строительством металлургического гиганта у подножия горы Магнитной. В 1931 году Советом народных комиссаров было решено организовать группу спецпереселенцев для работы в сельском хозяйстве. Постановление было вызвано необходимостью улучшить продовольственную базу города. Была развёрнута агитационно-разъяснительная работа под лозунгом: «На работу в сельхозартель!» Для сельскохозяйственных работ были выбраны участки по берегам рек Сухая и Гумбейка. В 1933 году в районе реки Гумбейки появились первые жители, началось строительство посёлка с одноименным названием.

Победа в Великой Отечественной войне – самое важное и самое позитивное событие отечественной истории ХХ века. Празднование юбилея Победы – еще одна возможность вспомнить тех, кому мы обязаны этим праздником. Что это было за поколение? Храним ли мы память о них? Здесь трудно обойтись без фотографии, своеобразной «ловушки времени». Старые фотографии дают повод для воспоминаний, являются предлогом для разговора о значимых вещах.

Экспозицию составляют четыре самостоятельных темы – «Девичий сундук», «Посиделки», «Праздничный женский костюм», «Детство» – объединенных идей жизненного круга, в соответствии с которым и коявился знаковый образ предмета. Круг охватывает центральные события в жизни социума и женщины, творящей мир вещей: девочка/девушка, девушка/невеста, молодушка/женщина, бабушка/старуха. Включенные в каждодневный быт предметы были наполнены важнейшими смыслами перерождения, связаны с приобретением нового статуса, выстраивали свой язык коммуникации внутри традиционного общества.