Появление на карте Челябинской области села Гумбейка Агаповского района связано со строительством металлургического гиганта у подножия горы Магнитной. В 1931 году Советом народных комиссаров было решено организовать группу спецпереселенцев для работы в сельском хозяйстве. Постановление было вызвано необходимостью улучшить продовольственную базу города. Была развёрнута агитационно-разъяснительная работа под лозунгом: «На работу в сельхозартель!» Для сельскохозяйственных работ были выбраны участки по берегам рек Сухая и Гумбейка. В 1933 году в районе реки Гумбейки появились первые жители, началось строительство посёлка с одноименным названием.



Организаторы выставки поставили перед собой задачу реконструировать комнату в бараке первых жителей Гумбейки. В ходе исследовательской и собирательской работы систематизирована и дополнена коллекция предметов, фотографий, отражающих быт сельхозартели в 30 – 50-е гг. ХХ века.

Выставка организована по следующим разделам: «Так всё начиналось», «Изба», «Горница», «Передний угол».



Раздел «Так всё начиналось» включает экспонаты, объеденные темой строительства первых домов на селе: саманный кирпич, опока (форма для его изготовления). Контекст семейных фотографий, выбранных из альбомов, воспоминания жителей помогли восстановить технологию строительства первых домов, фамилии и судьбы жителей села.

Второй раздел – «Изба» – начинается с реконструкции комнаты в доме барачного типа. Под избой понимали два пространства комнаты: прихожую и кухню. На вешалке представлена повседневная женская и мужская одежда. Она сохранилась у старожилов поселка: телогрейка, женская куртка (плюшка/бархатка), головные уборы, обувь и др. Здесь же размещены предметы, которые часто использовались для работ во дворе (коромысло, фонарь, скамейка).

Главным местом в комнате была печь. Здесь готовили еду, сушили одежду, грелись. На полке над печкой помещали «ходовую» посуду, над залавком – посуду для встречи гостей в праздники. Готовили еду на кухне, стол накрывали в горнице. Среди экспонатов – чайник, который был выдан первостроителям Магнитки, когда они согласились переехать в Гумбейку; сито и решето, функциональные различия предметов утрачены в современной культуре; крынки для разных продуктов; сковорода для блинов, «привезенная из дома». Отметим, что предметы, которые спецпереселенцам удалось привезти «из дома» приобрели статус семейных реликвий. На выставке они помечены специальным символом.

«Горницей» называли часть комнаты, где создавали уют, коротали вечера, занимаясь рукоделием. К праздникам на окна вешали занавески, сделанные из доступного материала – бумаги и бинта. На выставке представлена реконструкция убранства окна (изготовлено М.И. Канунниковой и З.И. Козыревой); кровать, выданная первопоселенцам. Здесь выставлена женская и мужская праздничная одежда 1950-х гг. (из сундука Н.Г. Зенченко), ковер кустарной работы – первая покупка молодоженов Канунниковых. Над кроватью размещали портреты членов семьи, сделанные «дома», до переселения. Под кроватью стояли чемоданы. С такими чемоданами прибыли первые жители (чемодан семьи Козыревых).



Хорошо известный в русской культуре передний угол крестьянской избы изменил свой облик. Теперь семья размещала здесь почётные грамоты, производственные фотографии, здесь находились полки с газетами и книгами. В разделе «Передний угол» размещены грамоты передовиков сельского хозяйства, бригадные переходящие вымпелы. Сельхозартель села Гумбейка (в 1939-1954 гг. колхоз «Объединение», с 1954 г. – колхоз имени Г.М. Маленкова) был колхозом-миллионером с развитым комплексом по переработке сельхозпродуктов.

В жизни советского человека сложился следующий календарь государственных праздников, когда проходило награждение передовиков. Лучшим колхозницам 8 марта вручались красные косынки и подарки (пудра, одеколон и пр.), мужчин награждали 23 февраля.

1 Мая приезжали поздравлять колхозников «уполномоченные», приезжали прямо «в борозду». Большим праздником считался день выборов в Верховный Совет СССР, районный и местный советы народных депутатов. Выборы начинались с шести утра, всюду висели лозунги, красные флаги. Обязательным был праздничный концерт. Первому проголосовавшему полагалось поощрение.

Перед «Октябрьской» по домам проходили «культурники» (работники клуба, избы-читальни), чтобы лично убедиться в готовности к празднику. В клубе проводилось общее собрание. В президиум, кроме передовиков производства, избирался товарищ Сталин. Председатель колхоза зачитывал доклад, за хорошие показатели в работе вручали почётные грамоты и премии: фуфайку, валенки, шаль. Силами художественной самодеятельности устраивали праздничный концерт. Учеников третьего класса накануне принимали в октябрята. Школьники писали сочинения на тему «День 7 ноября». Отмечали «дни памяти» Ленина и Сталина. В клубе вывешивали портреты вождей. В дни рождения на рабочие места приходил «культурник» и зачитывал краткую биографию; в дни смерти у портретов в траурном убранстве несли вахту пионеры.

Экспозиция приближает сложное время строительства новой жизни к нашему времени, способствует диалогу с молодым поколением, конструктивному диалогу с памятью и историей.