Небольшая историческая справка начала экспозиции призвана напомнить посетителям историю заселения Южного Урала, обозначить районы локальных исследований Лаборатории народной культуры, где была сформирована выставленная коллекция.

Первый тематический блок связан с идеей взросления девочки «Девичий сундук». Экспонирование на выставке сундука знакомит посетителей с традиционным набором предметов женского рукоделия, многие из которых входили в состав приданого: полотенца (праздничные, будничные, свадебные похоронные), рубахи (мужские, женские), шторы, скатерти, подарки для жениха и его семьи (рубаха, кисет, носки и т.д.). В этом тематическом блоке представлены основные образцы украшения изделий и технология процесса изготовления традиционных уральских поясов.

В блоке «Посиделки» воссоздается традиция молодежных развлечений. В нашей локальной зоне зафиксировано несколько наименований собраний молодежи: посиделка/посиденка, особка, ночевка, ссыпка, вечерка.

«Рабочие» посиделки посещали с 11-12 лет. На них девочки пряли, вязали. Посиделки средней девичьей группы предусматривали участие парней и соответственно имели двухчастную композицию: работа – веселье.



На выставке представлены предметы, связанные с культурой ухаживания, любовных подарков в кругу молодежи. Особым значением отмечены платочек и кисет. Эти два предмета символизировали начало любовных отношений. В основе вышивки платочка цветы по углам, называемые «вензелем». По краям – инициалы того, кому он дарился и слова любовных признаний: «Кого люблю, тому дарю», «Люби меня, как я тебя» (Верхний Авзян, Нижний Авзян).

В экспедиции мы встретились с разными типами кисетов: молодежные (украшены цветами и ягодами); женские, шились замужними женщинами для своих мужей; кисеты с фронтовой символикой («серп и молот», звезда). «На них вышивали: «Дорогому бойцу от Нины Лисовской». Ездили, собирали по селу кисеты, набивали махоркой и на фронт отправляли» (Кага).

В молодежной культуре существовали и знаки разрыва отношений. Связаны они с предметами, закрепившимися в словосочетаниях: «щайник повесили», «щугунок повесил» (Ломовка).

В традиционной культуре женский праздничный костюм («Праздничный женский костюм») – особый мир знаковых предметов и украшений. Одежда отражала возрастные и социальные изменения в жизни женщины.

«Лет с 15-ти начинали девчонку наряжать», «начинают наряжать к 16-ти годам, как начнуть готовить ее на выданье», «…как мне исполнилось 15 лет…мы начали наряжаться, хварсить стали» (Верхний Авзян, Тирлян) и т.д. В это возрасте девушка впервые могла участвовать а так называемых «смотрах девичьих кадров». В Ломовке на Михайлов день «было много глядельщиков», приходили родители, родственники; в Авзяне – на Красную горку. Собранный материал свидетельствует, что в регионе в конце XIX века в комплекс девичьего праздничного костюма входили: рубаха/блузка, сарафан, становинка, запон, пояс и ленты.

На выставке представлены: реконструкция праздничного женского костюма, восстановленного по материалам горнозаводских сел (В. и Н. Авзян), венчальный свадебный сарафан (В. Авзян), праздничные юбки и запоны (Ломовка, Кага), женские головные платки (Кага, В. Авзян).

Юбки шили длинные с «уборками», в моде был бордовый цвет. Обязательной принадлежностью женского костюма был запон, который изготовлялся из «Ребизовой» ткани черного цвета, вышитый крестом. «Запоны носили по праздникам, внизу вышивка была: цветочки, ягодки вышивали» (Ломовка). Часто запоны украшались узором, известным в регионе под названием «калинка». «Уж больно любили раньше на запонах «калинку» вышивать. Красиво ведь, на черном – красные ягоды» (Кага). Вышивка преобразовывала предмет в знак особой чистоты и красоты: калинка – красная ягода – красная девица – невеста. В Верхнем Авзяне по праздникам носили еще и белые запоны.

На голову невесте особым образом завязывали камлотовый платок (В. Авзян). Камлот – плотный с переливами шелк. Волосы прятались под специальную матерчатую шапочку, а сложенный с угла на угол в два ряда платок клали на лоб, переплетали на затылке и выставляли вперед концами.

Особой гордостью коллекции является свадебный сарафан Ермиловой Параньи Яковлевны (1895 г.р., с. Верхний Авзян). После длительных переговоров хранительница семейной реликвии Перчаткина Валентина Владимировна согласилась передать сарафан в этнографический архив лаборатории: «Шила бабушка его сама…сарафан, я думаю, был шит еще до революции. Мама его берегла как память…».

Неотъемлемой частью женского и мужского костюма являлся пояс. Несколько поясов удалось приобрести в этнографическую коллекцию. Все они тканые, узкие, в виде тесьмы, и предназначались для ношения с праздничной одеждой.



Блок выставки «Детство» завершает свадебную тему. Молодые приобретали статус взрослых после рождения ребенка. На выставке представлена колыбель в виде прямоугольного короба, дно которого обтянуто холстом (Н. Авзян). Колыбель привязывалась к железному кольцу, ввернутому в матицу. Представление о колыбели как первого дома ребенка требовало соблюдения многочисленных предостережений от сглаза, колдовской порчи: «соль помогала», «красная тряпочка», «крестик» (В. и Н. Авзян, Кага, Инзер). Чтобы обеспечить новорожденному счастливую, долгую жизнь, ребенка старались заворачивать в старую одежду матери или отца: «Мужчину старую рубаху», в «юбку бабкину матерну» (Узян). По форме кроя на женскую юбку был похож и полог колыбели.

Кукла, как игровой предмет, занимала важное место в жизни ребенка. В играх он осваивал целую систему межличностных отношений. В детских играх кукла выступает в роли ребенка, участницей жизненных обрядов (свадебных, похоронных). На выставке представлены разные виды текстильных кукол, выполненных детьми детской картинной галереи и русско-славянской гимназии как в традиционной технике, так и в творческой интерпретации на основе изучения народного костюма Южного Урала.

Завершается экспозиция у сундука, но теперь в нем новая одежда – «смертный узел». Понятие «узел» означает совокупность личных предметов, вещей, необходимых главному лицу для совершения обряда. В культуре русских существовал родильный узел, крестильный узел. Многое из состава предметов «смертного узла» связано с возрождением, началом жизни. Особая значимость придавалась лаптям: «Старые люди хотели, чтоб их в лаптях похоронили» (Н.Авзян). В представлениях восточных славян после смерти человек должен забраться на высокую и крутую гору. В лаптях пройти этот путь будет гораздо легче: «в них в гору легче лезть».

Дополнительным иллюстративным материалом во всех блоках круга служат фольклорные тексты и фотоматериалы Лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета, дипломные работы студентов факультета изобразительного искусства и дизайна, технологического факультета, работы воспитанников студии Детской картинной галереи.

Кураторы выставки:

  • Ректорат Магнитогорского государственного университета.

Организаторы выставки:

  • Лаборатория народной культуры филологического факультета МаГУ,
  • Региональный центр развития художественного образования,
  • Факультет изобразительного искусства и дизайна МаГУ,
  • Детская картинная галерея города Магнитогорска.