К 70-м годам ХХ века в сувенирной практике сложилась модель описания советского города. Она базировалась на презентации «идеологически оформленного» пространства. Город организовывался проспектами, площадями, памятниками, спортивными сооружениями, учебными зданиями.
Его будущее обозначалось размахом новостроек. К 2000-ым годам появился интерес к другому городскому пространству, к тихим и удаленным улицам, к местам прогулок уединенных пешеходов, к картинам частной жизни горожан. По всей вероятности, именно к этому времени в среде урбанистов сложилось высказывание: «Город начинается там и тогда, где человек вырывается из пространства сурового производства».
Сувенирный набор фотохудожника Игоря Лагунова «Магнитогорск» (2005) стремится избежать раздробленности взгляда. Фотограф намеренно сочетает монументальную красоту трудовой Магнитки – снимки «Мы дружили с настоящим огнем». Сталевар; Флагман мировой металлургии; с картинами городской повседневности. К цитатам, наполненным игрой со смыслами объектов, попавших в кадр, можно отнести снимки его неспешной прогулки по городу: «Рыба. Монумент рыбе по улице Уральской»; «Новая жизнь. Архитектура Магнитогорска»; «Мартовский кот. Проспект Металлургов».
Чтобы увидеть Магнитогорск таким, каким показал его нам Игорь Лагунов, нужна особая философия взгляда, отличающаяся свободой и глубокой эмоциональной памятью. Фотохудожник не может пройти мимо замечательной городской архитектуры, но ему интересны не столько здания, сколько их преображение в разное время года. Отсюда фрагментарность объекта и двойное именование кадров: «Зимний сон. Жилой дом по улице Комсомольской»; «Первый снег. Жилой дом по улице Строителей», «Зима в городе. Проспект Ленина», «Цвет весны. Дворец культуры им. Мамина-Сибиряка», «Осенний вальс. Жилые дома по улице Набережной». Рассматривая отдельные открытки сувенирного набора, мы, как Алиса в стране чудес, оказываемся перед многозначностью схваченных им образов: снимки «Воспоминание о Петербурге. Улица Уральская», «Жилой дом на улице Набережной». По экзотическим «уголкам Испании» водит фотограф пешехода на улице Строителей, «маленькую Швейцарию» дарит на заснеженных вершинах горнолыжного курорта. Город «железа и огня» погружен в пространство природы: снимки «Закат на Урале. Река Урал», «Величественная природа Южного Урала. Абзаково»; «Горнолыжный центр «Абзаково».
Магнитогорск нового тысячелетия и столетнего рубежа оставил на память о себе поэт и художник Игорь Лагунов (1963 - 2018).
Материал подготовила
Рожкова Т.И., доктор филологических наук, профессор,
заведующая Лабораторией народной культуры НИИ ИАФ МГТУ им Г.И. Носова
При использовании размещенных материалов ссылка на сайт обязательна
Рис. 1. Игорь Лагунов. «Первый снег». Жилой дом по улице Строителей. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 2. Игорь Лагунов. «Зима в городе». Проспект Ленина. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 3. Игорь Лагунов. «Воспоминание о Петербурге». Улица Уральская. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 4. Игорь Лагунов. «Зимний сон» жилой дом по ул. Комсомольской. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 5. Игорь Лагунов. «Рыба» монумент по улице Уральской. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 6. Игорь Лагунов. «Осенний вальс» жилой дом по ул. Набережной. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 7. Игорь Лагунов. «Величественная природа Южного Урала» Абзаково. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 8. Игорь Лагунов. «Мы дружили с настоящим огнем». Сталевар. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 9. Игорь Лагунов. «Новая жизнь». Архитектура Магнитогорска. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 10. Игорь Лагунов. «Мартовский кот». Проспект Металлургов. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.
Рис. 11. Игорь Лагунов. «Натюрморт» Частный жилой дом на поселке Крылова. Набор открыток «Магнитогорск», 2005.