В 1890 г. по окончании высшего учебного курса наследник российского престола предпринял путешествие на Восток. Будущему императору Николаю II представилась уникальная возможность приобрести опыт и сведения, «могущие впоследствии быть полезными на службе государю и Отечеству». Так, при участии цесаревича на крайнем востоке Российской империи была произведена закладка железной дороги. Посещение казачьих войск было одной из значимых задач «образовательного» путешествия Николая как августейшего атамана.
В память о пребывании наследника престола в крупных городах России, на границе войсковых территорий строили триумфальные арки. В настоящее время по фотографиям и рисункам конца XIX века восстановлены триумфальные арки во Владивостоке, Благовещенске. На границе Сибирского и Оренбургского казачьих войск также были сооружены триумфальные ворота, которые будущий император и августейший атаман всех казачьих войск проехал 20 июля 1891 г., вступив на территорию Оренбургского войска.
Многие казачьи поселки и станицы юга Челябинской области оказались включенными в маршрут следования наследника престола, в их числе Ахуновский – Карагайский – Урлядинский – г.Верхнеуральск – Спасский – Верхнекизильский – Магнитный – Янгельский – Сыртинский – Кизильский. Фольклорно-этнографическая практика студентов филологического факультета Магнитогорского государственного университета показала, что старожилы указанных населенных пунктов, как правило, не помнят о столь важном событии как приезд одного из членов императорской семьи. Вероятно, формированию цикла исторических преданий о путешествии цесаревича Николая в среде оренбургских казаков помешали события начала XX века.
Необычайно любопытно семейное предание потомков рода Чипышевых-Тимакиных, записанное в п. Янгельский Агаповского р-на от Сердюковой Ларисы Давыдовны (1951 г.р.): «…Чипышевы, богатые люди были. И вот когда царь Николай ехал в Оренбург, он у них останавливался, а церковь-то вот прям через дорогу напротив ихого дома. Это они стелили персидскую дорожку от дома от крылечка до самой церкви. И царь-то шел туда в церковь. Баушка-то она говорит: «Мне было пять лет (она у нас с пятого года), вот…» Она говорит: «Я руку целовала царю». Вот так вот. Ну, говорит, такой звон стоял. Колокола, янгельские колокола, были очень звонкие, и церковь была очень красивая, а особенно, говорит, красиво было внутри» [ЭК №34/2006]. Это семейное предание стало достоянием широкого круга людей благодаря неоднократным публикациям в районных периодических изданиях, в нем появились новые подробности и детали: «царевич хозяйке подарил колечко, а хозяину пятирублевую золотую монету»; «Николаю Федоровичу дали верблюдов и лошадей, чтоб он мог следовать дальше, так как его лошади изнемогали от долгого пути. Его приняли на ночлег»; «он был проездом в п. Янгельский и заезжал в дом имени Чипышева»; «в 1910 году царь Николай II за три года до коронования был на службе в нашей церкви» [архив МОУ «Янгельская СОШ им. А.К. Филатова»].
Материалы Государственного архива Оренбургской области, в целом, не противоречат сюжету семейного предания, записанного от Л.Д. Сердюковой. Действительно, после завтрака в станице Магнитной цесаревич проследовал в п. Янгельский (23 июля 1891 г.). Квартира для августейшего атамана была приготовлена в доме казака Максима Чипышева, около дома были собраны ученики и ученицы, а у крыльца построился конвой в 40 человек казаков, а также казаки джигиты, среди которых были и казачата. Хлеб-соль от Янгельского поселка «имели счастие преподнести» урядник Алексей Курбачевский и лично от себя хозяин квартиры, за чаем цесаревич «пожаловал хозяину и хозяйке по 5 рублей золотых и дочери их золотой в три рубля» (ГУ ГАОО, Ф.169, Оп.1, д.5).
Обращение к архивным документам и редким книжным изданиям позволило сделать неожиданное открытие: оказывается, в 1891 г. в уездном городе Верхнеуральске будущему императору был подарен список чудотворной Табынской иконы Божьей Матери и особый адрес со сказанием о святыне, чтимой во всем Оренбургском крае. Жители г. Стерлитамака на собрании городской думы изъявили желание поднести наследнику Табынскую икону в память чудесного спасения его жизни в Японии (покушение 29 апреля 1891 г.). Копия Табынской иконы была изготовлена по специальному заказу в Москве и освящена на святых ключах близ села Табынского Стерлитамакского уезда. Историк Оренбургского казачьего войска С.Н. Севастьянов отмечал, что Николай принял святую икону с искренней благодарностью.
История российского государства в народных рассказах преломляется весьма причудливо: сохраняя общую канву, тему, сюжет, предания наполняются своим, личностно значимым смыслом.
- Просмотров: 2731