Теперь, проходя мимо стен местного храма, жители села Великопетровки Карталинского района будут видеть могилу и памятник с именем священника Николая Андреевича Завьялова, некогда служившего Богу и людям в этом месте. Забытая и затоптанная на многие годы могила была восстановлена во многом благодаря сотрудникам Лаборатории народной культуры нашего Магнитогорского государственного университета, но обо всем по порядку…
Сбор нашей экспедиционной группы назначен на 6:15 утра возле центрального здания университета. Боясь опоздать, прихожу чуть раньше. Но на месте встречи уже ожидает всех девушка Юлия – студентка-первокурсница филологического факультета. То, что ее ждет в поездке, Юля, так же как и я, смутно представляет, что, впрочем, не уменьшает интереса к предстоящему «приключению».
Через несколько минут, точно к назначенному времени, подходят организаторы этой экспедиции - Татьяна Ивановна Рожкова, Светлана Алексеевна Моисеева и Ирина Александровна Филиппова, сотрудники Лаборатории народной культуры филологического факультета. Вместе с Ириной Филипповой приехали и люди, без которых предстоящая поездка не имела бы смысла – Артем Любецкий (преподаватель исторического факультета, командир поискового отряда МаГУ «Феникс») и Евгений Брюхов (сотрудник ММК, член поискового отряда «Рифей»).
Дожидаемся оставшихся участников поездки: Атнагулова Ирека Равильевича, Платонову Марину Владимировну, преподавателей исторического факультета, и Сафронова Андрея – студента исторического факультета. Они не заставили себя долго ждать. И уже в 6:30 мы отправляемся в путь.
Несмотря на ранний час, все чувствуют себя достаточно бодро и разговоры в Газели не смолкают ни на минуту.
- Мы очень долго готовились к этой поездке. Ведь наша исследовательская работа по этому селу началась еще в 2001 году, когда мы занимались им как казачьим поселением, - рассказывает Т.И. Рожкова всем, кто еще не в курсе. - Стали открываться новые темы для исследований. Потом мы попали в местный храм и были очень удивлены. Роспись стен, сохранившаяся частично, была очень похожа на стиль В. М. Васнецова! Такие же удивительные серафимы! Подобные росписи были в двух церквях Челябинска: Свято-Троицкой и Александро-Невской. И у нас есть все основания считать, что храм святых апостолов Петра и Павла в Великопетровке расписывали ученики или последователи В. Васнецова. Поэтому наша задача не только установить авторство, но и сделать все, чтобы сохранить исчезающие росписи.
Жители Великопетровки рассказывают, что в ограде храма был захоронен священник. Но кто он и почему был погребен именно в ограде (ведь остальные умершие священнослужители были похоронены на сельском кладбище), преподавателям МаГУ в этот час было неизвестно. Но завеса тайны должна приоткрыться по прибытии на место, так как коллега магнитогорских специалистов из ЗАТО Локомотивного городского округа Татьяна Анатольевна Горпинич, с которой я познакомилась чуть позже, уже установила имя священника.
- Мы несколько раз ездили в Великопетровку, опрашивали жителей, - продолжает Ирина Александровна. – До войны и в первые послевоенные годы могила как таковая еще существовала. Со временем могила затерялась – затоптали и жители, и скотина. В советский период тут был склад ядохимикатов, в большие двери спокойно заезжали трактора и другая техника.
Идея организации экспедиции с целью обнаружения места захоронения священника была поддержана руководством университета – ректором В.П. Семеновым, проректором по научной работе З.М. Уметбаевым, администрацией Великопетровки в лице главы поселения А. А. Петрова.
По дороге к нам присоединился еще один участник экспедиции - давний друг Лаборатории, художник, писатель, житель села Агаповки – Фатеев Виктор Дмитриевич . Ехал он в Великопетровку не случайно:
- Я ведь несколько лет назад по просьбе священника занимался разработкой, а затем и изготовлением Царских врат во Владимирской церкви в Агаповке. Теперь вот хочу предложить местному батюшке свою помощь в восстановлении храма. Ведь в Великопетровке родилась еще моя прабабка, так что это моя историческая Родина.
За всеми этими интересными разговорами мы не заметили, как два с половиной часа дороги пролетели одним мгновением. И вот перед нами уже само село. Оно раскинулось на несколько километров. Дома будто по линейке образуют строгие прямые улицы. В центре села возвышается храм с нежно розовыми стенами и голубыми куполами. Это не просто сельская церквушка. Несмотря на свой возраст (храму более ста пятидесяти лет) и несколько обветшалое состояние, он выглядит величественно. Сейчас рядом с храмом ведутся работы по сооружению новых золотых куполов из современных материалов, а также восстановлению церковной ограды.
Мы приехали чуть раньше намеченного времени, но нас уже ждут в местной школе. Галина Анатольевна Головачева, выпускница нашего вуза, ныне преподаватель Великопетровской школы, приветливо улыбаясь, на правах радушной хозяйки провожает нас в столовую, где на столах уже готов завтрак для долгожданных гостей. С удовольствием едим то, что приготовили местные повара, при этом слушаем рассказ Галины Анатольевны о том, как всего несколько дней назад село чуть было не сгорело дотла:
- Пожар шел на нас со стороны Джабыка. Весь наш бор сгорел за несколько минут. Пламя с невероятной скоростью двигалось к нашему селу. У нас даже объявили готовность к эвакуации жителей. Очень страшно было! – почти со слезами на глазах рассказывает учительница. – Но наши старые бабушки вышли навстречу огню с иконами и молитвами… И пламя постепенно повернуло в другую сторону.
После завтрака в ожидании группы школьников из ЗАТО Локомотивный, идем на экскурсию в школьный музей, где собраны уникальные экспонаты домашней утвари, мебели, икон и многих других предметов казачьего быта.
И вот, наконец, отправляемся к храму для того, ради чего мы все приехали в это по истине уникальное село. Здесь нас уже ждут приехавшие локомотивцы во главе с Т.А Горпинич и настоятель храма отец Владимир.
Пока Артем Любецкий и Евгений Брюхов готовят все необходимые инструменты, мы общаемся с местными жителями. Они спорят между собой и указывают разные места, где может находиться могила священника. Поэтому решено начать копать в трех местах. Но опытным поисковикам сразу становится ясно, где есть шанс обнаружить могилу, хотя многие из присутствующих сомневаются в правильности выбранного места.
Пока ведутся раскопки, вместе с И. Филипповой, студентами Юлей и Андреем иду в храм. Мне доводилось бывать в разных церквях и храмах, поэтому были определенные ожидания того, что увидим внутри. Но вместо привычного церковного убранства перед нами – черные стены, какие бывают после пожаров, с местами сохранившимися ликами святых и сценами из библейских писаний. Так, например, над центральным входом почти в идеальном состоянии – сцена Страшного суда, которая так похожа на росписи великого В. Васнецова.
Постепенно начинаем привыкать к внутреннему убранству храма и уже не чувствуем того, что вокруг темные стены. Но вдруг удивляемся неожиданной надписи под сводом — «здесь были Маша и Ира». Интересно, как эти самые Маша и Ира забрались на такую высоту?
Андрей и Юля сразу приступают к заданию, которое дает им Ирина Филиппова: фотографируют и описывают все росписи в храме для установления их авторства.
Чтобы не мешать ребятам, мы покидаем храм и возвращаемся к месту раскопок. Все работы ведутся под бдительным оком отца Владимира.
- Наш храм является уникальным. Таких храмов на Южном Урале было всего два. Они были построены по типовому проекту архитектора К. Тона. До наших дней сохранился только Великопетровский храм, - то ли с сожалением, то ли с гордостью говорит настоятель.
Когда отец Владимир был определен в храм, он в первую очередь занялся возвращением храму его первоначального вида, былой красоты и значения, потому что когда-то этот храм был духовным центром всего района.
- Мы делаем, что можем, стараемся привести все в Божий вид, - продолжает батюшка, не переставая наблюдать за работой поисковиков и помогающих им школьников. – Надеемся, в первую очередь, на Божью помощь и на помощь людей, потому что без людей здесь ничего сделать нельзя. И нам помогают очень многие, кто деньгами, кто материалами, кто делом. А так и должно быть…
В этот момент наш разговор прервался – отец Владимир представляет меня подошедшей к нам женщине, Татьяне Анатольевне Горпинич, которая очень много сделала для раскрытия загадок и тайн родного края. Именно ее воспитанница Екатерина Лихобабина стала победителем областного конкурса с исследовательской работой «Светильники веры (Священники Карталинского района в начале ХХ века)».
- Представляете, мы столько времени с Катей занимались установлением имени «нашего» священника. А сделать это удалось буквально за три дня до этой поездки! – с ходу начинает Татьяна Анатольевна. – В Объединенном государственном архиве Челябинской области в метрических книгах я обнаружила имя этого священника. Им оказался Николай Андреевич Завьялов, умерший в 1884 году в возрасте 43 лет от горячки.
Вдруг возле места раскопок началось какое-то оживление. Мы незамедлительно подошли ближе. «Татьяна Анатольевна, смотрите! Видите? Это он!» – воскликнула, не скрывая восторга, сидя на корточках у самого края могилы, Катя Лихобабина. Признаюсь, я сама испытывала не меньший восторг. Впервые в жизни увидеть останки человека – это зрелище не для слабонервных! Да и никто не был до конца уверен в успехе... Как позже призналась Ирина Филиппова, все думали, что «придется перекопать немалую площадь у стен храма, поэтому столь скорого развития событий никто не ожидал».
Но так как до завершения работ было еще далеко, то я решила продолжить разговор с Т.А. Горпинич. Ведь мы находились здесь уже несколько часов, а мне так ничего еще не было известно об истории храма.
- До постройки каменного храма в поселке находилась походная церковь, которую Петр I подарил калмыкскому императору Тайше при крещении калмыков в 1740-1760-е годы, эта церковь попала в Великопетровку после присоединения Ставропольского калмыцкого войска к Оренбургскому, - рассказала Горпинич Т.А.
Храм и село со временем стали духовным центром ближайшей округи. Поэтому сегодня история поселка не могла не заинтересовать исследователей: преподавателей и студентов МаГУ, воспитанников Центра детского творчества «Гармония», учащихся Великопетровской СОШ. Для всех эта экспедиция была очень важна. Но мало того, что эту уникальность осознают исследователи, главное, чтоб это было значимо для простых людей. И я решила узнать мнение о происходящем у одного из рабочих, занятых сооружением новых куполов.
- Мы, конечно, в курсе того, что здесь происходит. Матушка Вера нам рассказывала, что будут искать могилу какого-то священника, – рассказывает Евгений Уланов, жестянщик из Трехгорного.
Узнав, что бригада Е. Уланова занималась созданием новых куполов по всей России, задаю очередной вопрос:
- Евгений, вы занимаетесь таким духовным делом. Ощущаете какую-то помощь божью или благодать? Вы вообще в Бога верите?
- Да, я крещеный. Но в церковь редко хожу, только в чужих городах из любопытства, - немного смущаясь, говорит рабочий. – А так, конечно, ощущаем, что совершаем доброе дело, «укрепляем» веру людей. К нам здесь вот местные жители подходят, в основном бабулечки, благодарят. А нам как-то и на душе легче становится.
Пока я общалась с рабочим, отец Владимир связался с митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, которым было принято решение о перезахоронении останков Николая Завьялова. По словам Татьяны Ивановны Рожковой, это не входило в планы экспедиции. Но раз дело начато – его нужно закончить.
Пока настоятель храма ведет подготовительные работы к погребению, мы идем обедать, после чего некоторые преподаватели и учащиеся едут в соседнее село Ольховку, на великопетровское кладбище и заброшенное родовое тюркское захоронение, которое жители называют «мазарки».
Возвращаются они во время, когда все останки иеронима Николая вместе с сохранившимися частями одежды и металлическими иконами, оставшимися, видимо, от Евангелия, были аккуратно уложены в новый гроб. В это время число интересующихся жителей значительно увеличилось. Среди них и Шуринов Сирсимбай Нарписович, указавший точное место могилы.
- Я же помню, когда ребятней бегали, здесь еще был маленький холмик, обложенный камнями. А потом все затоптали, – рассказывает он. – А сегодня утром поехал в магазин, смотрю, народ собрался. Подъехал узнать. Ну и показал место… Это же благое дело вы делаете. Негоже что по человеку топчутся…
Тут Сирсимбай Нарписович замолчал – начался процесс отпевания… Бабушки шепчут молитву, подпевая батюшке, ребятня, как завороженная смотрит на происходящее и пытается усердно молиться…
Священник Николай Завьялов вновь обретает покой и заслуженное место поклонения….
Уже на обратном пути Т. И. Рожкова с чувством выполненного долга делится своими впечатлениями:
- Я безумно счастлива, что мы это все не зря затеяли и довели дело до конца. Конечно, впереди еще огромная работа по установлению авторства росписей, но сегодня мы вернули селу память об одном из священников Великопетровского прихода.
Автор: Елена Старостина, студентка 4 курса филфака, отд. журналистики.
Фото: Андрей Сафронов, студент 3 курса истфака.