Эта поэтическая строка отражает художественное миропонимание магнитогорской поэтессы Н.Г. Кондратковской. Благодаря стихам, легендам Нины Георгиевны, наша земля «заговорила реками и озерами», а ее книги навсегда изменили образ города. Недавно в Детской Центральной библиотеке прошла презентация новой  книги о фольклоре Южного Урала в творчестве Н.Г. Кондратковской.

Авторы монографии – сотрудники лаборатории народной культуры НИИ исторической антропологии и филологии МГТУ им. Г.И. Носова: доктор филологических наук, профессор, заведующая лабораторией Татьяна Ивановна Рожкова и доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Екатерина Георгиевна Постникова.

Книга непохожа на все изданные ранее прежде всего тем, что носит академический характер, но в то же время предназначена для широкого круга читателей. Уточнены даты написания текстов, дан сравнительно-сопоставительный анализ, позволяющий заглянуть в мастерскую поэта, увидеть этапы его работы над словом. В научный оборот введены ранее не опубликованные тексты.

По словам авторов, книга создавалась непросто. За ней стоит кропотливая аналитическая работа с семейными архивами, личными воспоминаниями поэта, поиск и изучение фольклорных источников сочинений. Исследованы архивы газет «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл», где, как известно, сама Кондратковская работала в военные годы.

Большую заинтересованность в издании проявила Наталья Троицкая, научный сотрудник музея-квартиры Бориса Ручьева. В привезенных ею из Челябинска рабочих тетрадях Нины Георгиевны обнаружены ранее не опубликованные сказки («Корней-богатырь») и автобиографический рассказ «Как я начала писать». «Фольклористам важно найти для литературных текстов народный источник, – подчеркивает Татьяна Рожкова. Долгое время мы находились в поиске такого источника для легенды «Три невесты» и не находили его. Встреча с Кенжегалеем Досмухаметовым – автором первоначального прозаического текста топонимического предания  о трех невестах: Гумбейке, Зингейке и Янгельке – состоялась совсем недавно в с. Агаповка.  Как оказалось, он посещал литературное объединение, которым руководила Кондратковская, и подарил ей этот сюжет для поэтического переложения. Это проблематизирует изучение истории топонимики территории».

В художественном мире Нины Кондратковской человек и природа слиты воедино, что и определяет ее близость к природе народного творчества. Появление книги, отвечающей правилам классического издания, важно  не только для исследователей Урала, но и для читателей, любящих и уважающих свою Малую Родину.

Наталья Чернюгова